ДЕНИСОВ Владимир Владимирович

 

 

 

Должность: доцент

Ученая степень: кандидат технических наук

Ученое звание: доцент

Преподаваемые дисциплины: “Информатика”, “Теоретические основы информатики”, “Теория информационных процессов и систем”, “Информационные технологии”, “Основы теории управления”, “Основы автоматического управления”, “Современные проблемы информатики и вычислительной техники”, “История и методология информатики и вычислительной техники”.   Для направления подготовки  ” Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов“, профиль “Автомобильный сервис” преподается дисциплина “Информатика” с изучением технических средств и технологий обработки данных и информации.

Область научных интересов: междисциплинарные исследования по метаинформационному анализу в области естественных информационных процессов и систем, Разработка программного обеспечения для тренинга и активизации информационной познавательной деятельности обучаемых.
На кафедре “Информационные и вычислительные машины “ Электротехнического факультета ПГУПСа уже более 30 лет выполняются междисциплинарные исследования в области активизации информационно-познавательной деятельности человека.

По результатам исследований в течение более десяти лет проводятся занятия со студентами по авторским курсам “Информатика”, “Теоретические основы информатики”,  “Теория информационных процессов и систем”, “Информационные технологии“ направлений подготовки “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем” и “Информационные системы в технике и технологиях и “Бизнес информатика”.

В данных курсах дается четкое разделение процессов обработки данных, т.е. информатических от информационных процессов. Это принципиальное выделение указанных процессов показывается как на уровне организации, так и функционирования естественной информационной системы.

Эти курсы следует рассматривать как введение в теорию естественных информационных процессов и систем.

Междисциплинарный характер данных курсов обуславливает использование в них разделов теории информации, психологии, логики, теории алгоритмов, гносеологии, лингвистики, психолингвистики, теории систем, нейрофизиологии, семиотики, нейропсихологии, теории управления, синергетики, теории искусственного интеллекта, и других направлений современной науки.

Указанные курсы строятся в соответствии с современными последними научными фактами и представлениями о формировании, организации и функционировании информационной системы человека в процессе деятельности.

В этих курсах с акцентом на понятия информация, информационный процесс изучаются:

  1. Основы построения естественных информационных систем.
  2. Способы формирования, представления информации, знаний в естественных биологических системах.
  3. Проблемы, задачи, методы измерения и оценки информационных процессов, информации и информационной энтропии.
  4. Особенности организации и функционирования механизмов умственных информационных процессов.
  5. Проблемы возникновения искажений информации и преодоления информационно-познавательных барьеров в естественных интеллектуальных системах.
  6. Основные этапы, компоненты и факторы организации информационной деятельности.
  7. Особенности протекания когнитивных процессов  при реализации информационных технологий естественными биологическими системами.
  8. Метаинформационный анализ  информационной деятельности.

Постоянно производится обновление и дополнение курсов новыми, последними опубликованными результатами исследований в этой области.

В последние годы исследования выполняются в направлении развития, тренинга креативности обучающихся и создании универсального навигатора-редактора информационной деятельности при решении сложных нестандартных задач. Навигатор-редактор представляет собой программный продукт, который помогает человеку в условиях ограниченных ресурсов оптимально выполнять целенаправленные ментальные операции по преодолению неопределенности разного типа. Универсальность данного программного продукта обеспечивается возможностью настройки его на определенные типы информационной деятельности и решаемых задач. Навигатор-редактор может использоваться и для тренинга информационной деятельности.

Полученные результаты опубликованы в статьях и для внедрения в учебный процесс, в следующих работах:

  1. Самостоятельная работа студентов в курсе “Основы технической кибернетики“. Методические указания. СПб 1991г.
  2. Использование компьютерных технологий при проведении занятий в cпециализированной аудитории. Методические указания. Разработал В.В. Денисов 2003 г.
  3. Денисов В.В. Основы энтропийно-информационного анализа. Учебное пособие. ПГУПС 2004г.
  4. Исследование динамики САР. Методические указания. СПб 1991г.
  5. Денисов В.В. Элементы теории информационных процессов и систем. Учебное пособие.